Коррупция – это незаконное использование своего служебного положения или полномочий для получения каких-либо выгод (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции.
Профилактика коррупции – это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ).
Основные меры профилактики коррупции указаны в ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ, к которым, в частности, относятся:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) рассмотрение не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и другие.
Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:
- разработка и принятие антикоррупционной политики организации;
- назначение подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;
- оценка коррупционных рисков и другие.
Исходя из этих мер в государственных органах должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также необходимо проводить работу по формированию нетерпимости к коррупции.
Борьба с коррупцией заключается в её выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ), что возложено на правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ).
Борьба с коррупцией представляет собой сложную системную деятельность, направленную на снижение и нейтрализацию уровня коррупционных элементов в государстве, создание административных барьеров её развития и распространения. В системе средств борьбы с коррупцией особая роль принадлежит профилактическим мерам, среди которых важное место отводится организационным и правовым способам совершенствования законодательной деятельности.
Нетерпимость общества к проявлению коррупции зависит от эффективности работы всех государственных и общественных механизмов, направленных на борьбу с ней.
Наиболее серьезным потенциалом в противодействии коррупции обладает общественный контроль, поскольку уровень коррупции в том числе связан с отношением к ней в обществе.
Сегодня у общества существуют свои пути противодействия коррупции, достаточные условия для участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции созданы и продолжают улучшаться. Наиболее значимой и действенной мерой общественной профилактики объективно является независимая антикоррупционная экспертиза.
Согласно действующему федеральному законодательству институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Порядок получения аккредитации лица в качестве независимого эксперта включает в себя направление в Минюст России лично или по почте копий документов, на основании которых осуществляется аккредитация.
Прохождение аккредитации в качестве независимых экспертов в централизованном порядке в Минюсте России обусловлено тем, что законодательством независимому эксперту не запрещается проведение независимой антикоррупционной экспертизы федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых актов на всей территории Российской Федерации.
Процедура выдачи свидетельств об аккредитации в качестве независимых экспертов осуществляется по месту нахождения заявителя либо его уполномоченного лица территориальным органом Минюста России.
Проведение независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется следующим образом:
-независимый эксперт изучает проект нормативного правового акта либо принятый нормативный правовой акт на официальном сайте органа государственной власти (размещение данных документов является обязательным для государственных органов и органов местного самоуправления);
-при выявлении коррупциогенных факторов составляется мотивированное экспертное заключение с обязательным указанием способа устранения коррупциогенного фактора (устранение осуществляется путем исключения коррупционной нормы, внесения изменений и дополнений);
-заключение с конкретными предложениями направляется органу государственной власти - разработчику нормативно-правового акта по почте, курьерским способом либо в виде электронного документа (заключение также может направляется в органы прокуратуры, Минюст России или иной заинтересованный орган);
-заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения;
-по результатам рассмотрения заключения физическому или юридическому лицу, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ о согласии или несогласии с выводами, изложенными в заключении.
Целью создания института независимых экспертов является усиление общественного контроля за нормотворческой деятельностью органов власти.
Участие общественного контроля в указанных правоотношениях является наиболее значимым механизмом взаимосвязи общества и государства. Наиболее значимую роль влияния на государственное регулирование правоотношений имеет независимость института общественного контроля.
На практике же большинство независимых экспертов реализуют свои функции по проведению антикоррупционной экспертизы не систематически, что в основном связано с необходимостью расширения своего профессионального уровня знаний в той или иной области.
От эффективности проведения антикоррупционной экспертизы в значительной степени зависит качество нормативного правового акта как регулятора общественных отношений. Применение механизма антикоррупционной экспертизы, а именно выявление коррупциогенных факторов, соблюдение процедуры осуществления антикоррупционной экспертизы – все это должно препятствовать возникновению коррупционных элементов в системе законодательства.
Общественный контроль в виде независимой антикоррупционной экспертизы является одним наиболее важных и эффективных мер противодействия коррупции.